Об иконе

Рассказано об иконе много. Но еще больше невозможно передать словами. Наверняка все себя помнят входящими в церковные стены и замирающими от тишины и величия древних или современных росписей. Эти стены и эти небольшие аналойные иконы «говорят», они ведут диалог с твоим внутренним тобой, с твоей душой. Конечно, хочется прийти без суеты сегодняшнего дня, но это получается далеко не у всех и не всегда. Даже в обстоятельствах современных реалий мы слышим их, мы их «чувствуем».

Так что же такое икона и почему ею украшают храмы и дома?

Икона – взгляд в потусторонний мир, где много света и любви, где Бог. Это «окно» или мнимый «ковчег времени», возводящий нас из глубины падения в жизнь вечную, духовную.

В иконе все важно. Там нет незначительных элементов не духовной составляющей. Фон, одежды, падение света на них, позы, атрибуты их занятий, их жесты. Все несет свою историю спасения. Когда-то давно, наши предки, предки русского человека, прекрасно владели языком изображения и могли его свободно прочитывать и пересказывать. Альтернатив изображенному не было и прочесть в книге было некому и негде. Сейчас история изменилась и все умеют читать текст, и мало кто – изображение. Я предлагаю Вам окунуться в некоторые из известных мне приёмов прочтения иконы.

Фон – главная составляющая иконы. В зависимости от действия, разворачиваемого на изображении, мы можем легко определить цвет будущего или уже существующего фона.

Охристый (от холодного темного кофейного с молоком до теплого светлого желтовато-бежевого схожего с «солнечным зайчиком») – цвет райского «воздуха», Фаворского Света (цвет Славы Божией). Довольно часто встречается на иконе и во фресках. Это то состояние внутреннего мира к которому следует стремиться нам, живущим на земле.

Зеленый (от холодного зеленовато-коричневого до теплого светло малахитово-азуритового) – цвет жизни вечной, не прекращающейся, без болезней и скорбей.

Синий фон (от темного иссини-серого до светло бирюзового) – цвет неба, присутствие мира потустороннего в нашем мире. С древности использовался только во фресковой росписи. Чтобы приходящие в храм ощущали реальное присутствие Бога: «Небо снисходит на землю в Храм Земной».

Белый фон (от светло-холодного с вышеописанными оттенками до светло-теплого, практически белого) - цвет благодати Божией, Божьего присутствия здесь и сейчас. Использовался в основном в Византийской иконе. В Русской встречался крайне редко.

Золотой фон (вместо красок используется сусальное золото) – несёт информацию о Небесном Иерусалиме. Единственный недостаток такого фона – отражение, а не поглощение проходящего сквозь образ света солнца или свечи. Что мешает молитве и сосредоточению. В древности не использовался. Стал применяться позже.

Серебряный фон (вместо пигментов и белил используется сусальное серебро) – та же смысловая нагрузка, что и у белого фона.

Далее видим непосредственно сам образ святого. Это обычно муж или жена, в одеждах, свойственных тому времени, в котором жил святой. В аналойной или «молельной» иконе образ святого мог быть в рост или пояс. Реже встречается «оплечный» или «оглавный». Как правило, иконы для моления не нагружали бытовыми или пейзажными изображениями. Все для того, чтоб рассмотрение образа не отвлекало от молитвы. Все атрибутные фоновые или пейзажные наполнения появляются в иконе гораздо позже, когда люди начинают привыкать к развлечениям и роскоши. Хотя в росписи церковной они присутствуют практически во всех ранних известных нам фресках. Образ святого изображен в смиренном предстоянии к молящемуся, готовым слушать и принимать боль каждого просителя и благодарителя.

Лик (лицо) святого со спокойными и благородными симметричными чертами, без увечий и изъянов. Так как святой находиться в Небесном граде по смерти и во всеобщее Воскресение явится в обновлённом теле, подобно Христу. Лицо изображено близко к «житийному» (к его собственному) с теми же расовыми признаками и типами.

Волосы святого всегда аккуратно уложены, не зависимо от длины. Редко, глядя от особенности жившего святого, допускается небрежность к уложенным прядям.

Головной покров у жён, не зависимо от возраста, носил всегда обязательный характер. Это покрывала из простых или шёлковых тканей, закрывавшие волосы. Исключением могли быть святые, которые использовали свои пряди для проповеди Господа. Могли так же использовать в изображении княжеские или царские головные уборы у жён и мужей.

Одежды пишутся простыми, без нагрузки орнаментом (или с минимальным), шёлковые, льняные, хлопковые или из других тканей, использовавшихся в древности (шкуры, листья, крапивные рубища).

Цвет одежд носил строго смысловой характер. У Господа бардовый хитон имеет смысл Царской багряницы (красного платья) и повествует о второй Божественной ипостаси (человеческой). Синий плащ – рассказывает нам о Боге сошедшем с Небес, но в то же время содержащему в Себе все Небо Божественное. У Богородицы цвет покрывала (мофорий) темно красный, символ плоти из которой было соткано тело Иисуса Христа, и цвет царственного достоинства: Богородица Царица. Синее платье и первый головной убор повествует нам о чистоте небесной, вмещаемой в Пресвятой Деве. И Сама Она является Небом, вместившим Господа Иисуса Христа.

У святых праотцов и апостолов одежда в зависимости от упоминания их подвигов в Святом Писании. Царские и княжеские одеяния писали у людей царского или высшего сословия, с писанными драгоценными каменьями и жемчугом.

У святых мучеников красный плащ, перекинутый через одно плечо – символ чистоты телесной, девственного состояния. Синий плащ символизирует очищение души до небесного состояния. Пишут всем остальным святым, не девственникам. Брошь, держащая плащ – достоинство знатных родов или военноначальников. Так же и опояшение.

Обувь писалась либо красной, либо коричневой. Символизирует нашу плотскость, все мы «земля еси и в землю отыдем» и, что святой жил и исхаживал нашу землю, не зависимо от народной принадлежности. У апостолов и праотцев пишут сандалии.

У святых, носивших при жизни священный сан правая рука (десница) всегда в благословляющем жесте. Сложение пальцев символизирует буквы Иисус Христос (Ис. Хс.). В до Никоновские времена на иконах изображали не имя Иисус Христос в благословляющем жесте, а число природ две (указательный и средний пальцы десницы) и единство Святой Троицы.

Левая рука у праотцев, пророков и апостолов часто держит посох (увенчанный сферой или несколькими сферами или Крестом), символ власти и больший даров Божиих, данных человеку для несения не лёгкого подвига проповеди Слова Божьего.

У мучеников или понесших физическое страдание (редко духовное) на глазах у многих современников в правой руке пишут Крест, символ разделённых с Господом крестных страданий.

В иконе никогда не позволялись свобода воображения, постановки фигур и не соблюдения иерархических правил. Господь и Богородица находились в центре образа. Ангелы по бокам. Праотцы и пророки далее. Апостолы и мученики, благоверные и праведные, блаженные и юродивые. Даже в появившихся много позднее семейная икона довольно долгий период времени сохраняла иерархические принципы. Позы святых не позволяли в изображениях вольностей и не благочестивых постановок. Если это святой молящийся Господу, то его фигура несла молитвенный настрой в скромной постановке рук и ног, в обращении к Господу или Богородицы его лика, в воздетых Горе руках. Если это изображение праздника зачатия, то святые супруги в благочестивом целовании друг друга и целомудренно покрытых одеждах. Их супружеский взгляд не несет в себе открытого повествования. Вся тема покрыта «покрывалом целомудрия и тайны», чиста в повествовании и девственна, так как изображение святых, приселённых в Райские селения, не могут быть чувственными. В их позах совершенное уважение и почтение супруга к супруге. Если это встреча, то едва ощутимое лобзание (касание щекой) и касание друг друга обнимающими руками в радости и надеждах на Жизнь Вечную. Причем одежды всегда остаются неизменно скромными и покрывают все тело святого. Если это изображение праздника, то здесь нет привычного нам ликования и танцев. Все присутствующие в сцене праздника люди, зависимо от их иерархии и святости, изображены в длинных или согласно атрибуту, одеждах. Скромны в позах, без чувственных и размашистых движений, склонены к происходящему легким поклоном, с уважением. Если даже на иконе в числе прочих изображают людей грешных, то их позы немного отличаются, выражают любопытство и недоумение, а пробела на одеждах порывисты и резки.

Для определения типа и жизни святого, его изображения иконописец пользуется такими книгами: Святцы, Минеи богослужебные, четьи-минеи, иконописный подлинник и сохранившимися каноничными (одобренными Церковным собранием) образцами.

Иконописец, реставратор, матушка
Кузнецова Елена Ярославовна